+7-495-956-7583 +7-910-403-6553 +7-916-210-0272 Скачать агентский договор

Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей

Безопасная перевозка опасных грузов и оружия по воздуху

(ФАП - ОГ)

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Общие случаи применения

Настоящие Федеральные авиационные правила "Безопасная перевозка опасных грузов и оружия по воздуху" (далее - Правила) разработаны в соответствие с требованиями Воздушного кодекса, других нормативных правовых документов Российской Федерации и Приложения 18 к Чикагской конвенции 1944 года.

Требования настоящих Правил применяются в отношении полетов с территории, на территорию и через территорию Российской Федерации всех воздушных судов, независимо от их национальной и ведомственной принадлежности и форм собственности.

Оружие и боеприпасы к нему, в том числе и не имеющие опасных свойств для обеспечения безопасности полетов воздушного судна, перевозятся в соответствии с настоящими Правилами.

В случае чрезвычайных обстоятельств, когда не могут быть использованы другие виды транспорта или когда точное соблюдение установленных в настоящих Правилах требований противоречит общественным интересам, специально уполномоченные в области авиации органы (при международных полетах и другие заинтересованные государства) могут предоставлять освобождение от имеющихся положений, при условии, что в таких случаях будет сделано все возможное для достижения общего уровня безопасности при перевозке, который равнозначен уровню, обеспечиваемому при соблюдении настоящих Правил.

Освобождения, выданные другими заинтересованными государствами при транзите через территорию Российской Федерации или пролете воздушного пространства Российской Федерации, а также при назначении партий груза на ее территорию, подлежат подтверждению со стороны специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, если иначе не установлено законодательством Российской Федерации.

При международных перевозках с территории Российской Федерации Освобождение выдает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации, если иначе не установлено международными договорами.

Порядок предоставления освобождения приведен в разделе 4 настоящих Правил.

Примечание. Заинтересованными государствами являются государства отправления, транзита, пролета и назначения партий груза и государство эксплуатанта.

 

1.2. Концепция обеспечения безопасности при перевозках опасных грузов и оружия воздушным транспортом

Для обеспечения безопасности перевозки опасных грузов и оружия не ниже уровня, установленного международными требованиями и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, должна выполняться следующая концепция:

1.      Все авиационные предприятия должны иметь документированные процедуры, исключающие возможность несанкционированной перевозки опасных грузов и оружия.

2.      Проведение воздушной перевозки опасных грузов или оружия, а также их аэропортовой обработки имеют право лишь организации, получившие разрешения (сертификаты и лицензии) от специально уполномоченных в области авиации и других федеральных органов, если иначе не определено в законодательстве Российской Федерации и настоящих Правилах.

3.      Никакое должностное лицо или организация не могут требовать принять или перевозить грузы, запрещенные к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах.

4.      Разрешается допускать к перевозке только те опасные грузы, которые поименованы в Перечне опасных грузов, как разрешенные для перевозки на грузовых или пассажирских воздушных судах. При этом разрешенные к перевозке только на грузовых воздушных судах не допустимо перевозить на пассажирских воздушных судах.

5.      Запрещается принимать к перевозке опасные грузы, в упаковке которых превышена максимально допустимая масса или объем нетто на одну упаковку, установленное в Перечне для каждого конкретного ОГ.

6.      Все опасные грузы должны быть упакованы согласно установленных требований.

7.      Каждый упаковочный комплект, применяемый для перевозки опасных грузов, должен быть допущен в соответствии с установленными в Российской Федерации правилами (сертифицирован).

8.      Каждое отдельное место с опасными грузами, предъявляемое к воздушной перевозке, должно быть маркировано специальной и транспортной маркировкой, если иначе не определено настоящими Правилами и другими нормативными документами Российской Федерации. Кроме основной маркировки, все опасные грузы, имеющие дополнительную опасность, должны быть маркированы дополнительными знаками.

9.      Запрещается допускать размещение на одном воздушном судне несовместимые по своим свойствам опасные грузы.

10.  Перевозка опасных грузов и оружия должна производиться, как правило, прямыми рейсами до пункта назначения. Перевозка с перегрузкой в промежуточных аэропортах допускается только при специальном разрешении трансфертного аэропорта.

11.  Перевозка опасных грузов и оружия должна быть оформлена надлежащими перевозочными документами.

12.  При перевозке опасных грузов и оружия должна быть предоставлена вся требуемая информация.

13.  В аэропортах допускается только временное хранение опасных грузов, а отдельные категории опасных грузов должны, минуя склады аэропортов, загружаться и разгружаться непосредственно в грузовые кабины воздушных судов перед вылетом (после прилета).

14.  На борту воздушного судна (в том числе и в полете) должен быть обеспечен доступ к опасным грузам (за исключением установленных нормативными документами категорий) для наблюдения за их состоянием и принятия срочных мер в случаях проявления опасных свойств.

15.  Должна быть обеспечена периодическая специальная учебная подготовка и аттестация (сертификация) персонала, непосредственно связанного с обеспечением безопасности перевозок опасных грузов и оружия по программам, утвержденным специально уполномоченными в области авиации органами.

16.  Транспортная безопасность опасных грузов и оружия должна быть подтверждена в соответствии с установленными в Российской Федерации требованиями.

17.  На каждом авиационном предприятии и борту ВС, перевозящего опасные грузы и оружие, должны быть документированные процедуры по действиям в аварийной ситуации.

18.  Каждая воздушная перевозка должна иметь обеспечение физической защиты и другие меры обеспечения авиационной безопасности.

19.  Необходим постоянный сбор и анализ информации по инцидентам с опасными грузами и разработка мер по предотвращению инцидентов.

20.  Государственный надзор и ведомственный контроль за обеспечением безопасности перевозок опасных грузов и оружия.

 

1.3. Руководство по перевозке опасных грузов и Технические инструкции по опасным грузам ИКАО

Настоящие Правила подробно дополняются Руководством по перевозке опасных грузов и оружия (далее - Руководство), принятым специально уполномоченными в области авиации органами.

При отсутствии Руководства вместе с настоящими Правилами могут применяться Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284), которые утверждены, изданы и изменены в соответствии с процедурой, установленной Советом ИКАО.

Примечание. Перевозка оружия и боеприпасов к нему пассажирами и сопровождающими груз, производится по отдельным нормативным документам, принимаемыми специально уполномоченными органами в области авиации.

 

1.4. Исключения действия настоящих Правил

Настоящие Правила не применяются в отношении опасных грузов, перевозимых в районы, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, а так же в следующих случаях:

·      для оказания во время полета медицинской помощи больному;

·      для оказания во время полета ветеринарной помощи или умерщвления животного из гуманных соображений;

·      для сбрасывания в связи с осуществлением деятельности в области сельского хозяйства, садоводства, лесоводства или контроля за загрязнением;

·      для обеспечения летной годности и правил эксплуатации ВС;

·      в отношении бытовых веществ и предметов, предназначенных для использования и продажи на борту ВС (кроме одноразовых зажигалок);

·      при транспортировании ОГ в освобожденных количествах.

 

1.5. Особенности перевозок опасных грузов в государственной авиации

При перевозках опасных грузов по воздуху для снабжения воинских частей и других организаций министерств и ведомств, входящих в состав государственной авиации и расположенных на территории Российской Федерации, применение настоящих Правил имеет следующие особенности:

·        Освобождением от действия настоящих правил является приказ (распоряжение) Руководителя специально уполномоченного органа в области государственной авиации о проведении перевозки (снабжении соответствующей организации);

·        при оперативной необходимости разрешается не наносить на перевозимые грузы маркировку, раскрывающую действительное наименование перевозимого груза, его класс опасности и маршрут перевозки;

·        при оперативной необходимости разрешается не оформлять отдельный документ перевозки опасных грузов;

·        в случае крайней необходимости, использовать для проведения воздушной перевозки экипаж, не прошедший специальной подготовки для перевозки опасных грузов, при условии проведения инструктажа непосредственно перед ее проведением.

 

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

 

В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:

Агент - юридическое или физическое лицо, уполномоченное действовать за перевозчика или от его имени.

Беккерель (Бк). Физическая единица, равная числу распадов радиоактивного вещества в секунду.

Взрывчатое вещество. Твердое или жидкое вещество (или смесь ве­ществ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и такой скорости, что вызывает повреждения окружающих предметов. Пиротехнические вещества, даже если они не выделяют газов, относятся к взрывчатым.

Взрывчатое изделие. Изделие, содержащее одно или несколько взрывчатых веществ.

Внешняя упаковка. Тара, используемая одним грузоотправителем с целью объединения одного или нескольких грузовых мест и образования единой обрабатываемой единицы для удобства обработки и хранения.

Примечание. Данное определение не включает средства пакетирования грузов.

Государство отправления. Государство, на территории которого груз был первоначально погружен на воздушное судно.

Государство эксплуатанта. Государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности, постоянное место его пребывания.

Грузовая отправка. Одно или несколько мест с опасным грузом, принятых эксплуатантом от одного грузоотправителя в одно время и в один адрес, включенных в одну партию и перевозимых одному грузополучателю в один пункт назначения.

Грузовое воздушное судно. Любое воздушное судно, кроме пассажирского воздушного судна, которое перевозит груз или имущество.

Грузовое место. Конечный продукт операций по упаковыванию груза, состоящий из упаковочного комплекта и его содержимого, подготовленного к перевозке.

Инцидент, связанный с опасными грузами. Относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней событие, которое происходит не обязательно на борту воздушного судна и приводит к телесному повреждению какого-либо лица, причинению ущерба имуществу, пожару, повреждению, просыпке, утечке жидкости или радиации и другим явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта, но не являющееся происшествием, связанным с опасными грузами. Любое событие, связанное с перевозкой опасных грузов, которое создает серьезную угрозу воздушному судну или находящимся на его борту лицам, также может рассматриваться как инцидент, связанный с опасными грузами.

Исключение. Положение настоящих Правил, в соответствии с которым на перевозку конкретного вида опасных грузов не распространяются обычно применяемые к такому виду требования.

Количество нетто. Масса или объем опасных грузов, составляющих содержимое одного грузового места.

Командир воздушного судна. Пилот, ответственный за управление воздушным судном и его безопасность в течение полетного времени.

Легковоспламеняющийся.

Маркировка. Текст, условные обозначения и рисунки на упаковке.

Масса брутто. Общая масса грузового места.

Надлежащее отгрузочное наименование. Наименование, которое надлежит использовать для описания конкретного изделия или вещества во всех перевозочных документах и уведомлениях и, где это целесообразно, на упаковочных комплектах.

Несовместимый. Термин, применяемый к опасным грузам, при смешивании которых может происходить опасное выделение тепла или газа или могут образовываться коррозионные вещества.

Номер по списку ООН. Четырехзначный номер, присвоенный Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов для обозначения вещества (изделия) или конкретной группы веществ (изделий).

Опасные грузы (ОГ). Изделия или вещества, которые при перевозке по воздуху способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности или имущества.

Освобождение. Распоряжение соответствующего специально уполномоченного в области авиации органа, предусматривающее освобождение от действия положений настоящих Правил.

Примечание. Освобождение не заменяет установленные законодательством РФ лицензии и разрешения на определенные группы и категории опасных грузов.

Пассажирское воздушное судно. Воздушное судно, осуществляющее перевозку любого лица, не являющегося членом экипажа, сотрудником эксплуатанта при исполнении служебных обязанностей, уполномоченным представителем соответствующего национального полномочного органа или сопровождающим партию груза или другой груз.

Происшествие, связанное с опасными грузами. Относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней событие, в результате которого какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение или наносится серьезный ущерб имуществу.

Серьезное телесное повреждение. Телесное повреждение, которое получено лицом во время авиационного происшествия и которое:

а) требует госпитализации более чем на 48 часов в течение семи дней с момента получения повреждения; или

б) привело к перелому любой кости (за исключением простых переломов пальцев рук, ног или носа); или

в) связано с разрывами ткани, вызывающими сильное кровотечение, повреждение нервов, мышц или сухожилий; или

г) связано с повреждением любого внутреннего органа; или

д) связано с получением ожогов второй или третьей степени или любых ожогов, поражающих более 5 процентов поверхности тела; или •

е) связано с подтвержденным фактом воздействия инфекционных веществ или поражающей радиации.

Средство пакетирования грузов. Любой тип грузового контейнера, авиационного контейнера, авиационного поддона с сеткой или авиационного поддона с сеткой над защитным колпаком.

Примечание. Данное определение не включает внешнюю упаковку.

Упаковочный комплект. Емкости и любые другие компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функции емкости по удержанию содержимого и соответствия требованиям по упаковыванию, содержащимся в настоящих Правилах.

Упаковывание груза. Технология и операции, с помощью которых изделия или вещества помещаются в оберточный материал и/или заключаются в упаковочные комплекты или надежно защищаются каким-либо иным способом.

Член летного экипажа. Имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение полетного времени.

Член экипажа. Лицо, назначенное эксплуатантом для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение полетного времени.

Эксплуатант. Лицо, организация или предприятие, занимающиеся эксплуатацией воздушных судов или предлагающие свои услуги в этой области.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

 

3.1. Общие принципы классификации опасных грузов

3.1.1. Опасные грузы классифицируются по степени опасности и по их физико-химическим свойствам.

Классификация включает в себя:

·        определение степени опасности ОГ;

·        определение класса ОГ (основного и дополнительных при наличии нескольких опасных свойств);

·        определение его номера по списку ООН;

·        определение возможности его транспортирования по воздуху, допустимые массу (объем) ОГ и необходимые специальные положения;

·        определение требуемой группы упаковывания;

·        определение требуемой упаковки (инструкции по упаковыванию).

3.1.2. Классификация ОГ производится экспертной группой на основании результатов испытаний по критериям, установленным Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов и группой экспертов ИКАО.

3.1.3. Классификация ОГ, производимая на основании Государственных стандартов СССР, признается в части не противоречащей законодательству Российской Федерации, требованиям ИКАО и настоящих Правил.

3.1.4. Опасные грузы, прошедшие классификацию, приведены в Перечне ОГ Руководства по перевозке опасных грузов и оружия и в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284) ИКАО.

 

3.2. Классификация опасных грузов по степени опасности

Степень опасности ОГ определяет возможность их воздушной перевозки и требуемые при ней меры безопасности (класс ВС, максимально допустимое количество ОГ, группу упаковывания, специальные положения).

В зависимости от степени опасности опасные грузы подразделяются на четыре группы:

·      особоопасные грузы;

·      грузы высокой степени опасности;

·      грузы средней степени опасности;

·      грузы низкой степени опасности;

·      опасные грузы в ограниченных количествах;

·      опасные грузы в освобожденных количествах и авиапочте.

 

3.2.1. Особоопасные грузы

К особоопасным грузам относятся грузы, запрещенные к воздушной перевозке при любых обстоятельствах.

Изделия и вещества, которые конкретно названы в Перечне ОГ путем указания наименования в качестве запрещенного к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах (вместо присвоенного номера по списку ООН), не перевозятся на воздушных судах любого типа.

В связи с невозможностью привести полный перечень таких ОГ, к ним относятся вещества или изделия со следующими свойствами:

1.      Взрывчатые вещества, которые воспламеняются или разлагаются под воздействием температуры 75Со в течение 48 часов;

2.      Взрывчатые вещества, содержащие смеси хлоратов с фосфором;

3.      Твердые взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с чрезвычайно высокой чувствительностью к механическому удару;

4.      Взрывчатые вещества, содержащие как хлораты, так и соли аммония;

5.      Жидкие взрывчатые вещества, которые классифицируются как вещества с умеренной чувствительностью к механическому удару;

6.      Любое вещество или изделие, предложенное для перевозки, которое способно выделять опасное количество тепла или газа в обычных условиях перевозки по воздуху;

7.      Легковоспламеняющиеся твердые вещества и органические перекиси, которые обладают способностью взрываться и которые упакованы таким образом, что в качестве знака дополнительного риска правилами классификации предусматривается использование знака опасности взрыва.

 

3.2.2. Грузы высокой степени опасности

К грузам высокой степени опасности относятся ОГ, запрещенные к перевозке без специального предварительного государственного освобождения и требующие для перевозки упаковывания по I группе списка ООН и зараженные животные.

 

3.2.3. Грузы средней степени опасности

К грузам средней степени опасности относятся ОГ, транспортируемые в нормальных условиях полета в соответствии с установленными правилами и требующие для перевозки упаковывания по II группе списка ООН.

 

3.2.4. Грузы низкой степени опасности

К грузам низкой степени опасности относятся ОГ, транспортируемые в нормальных условиях полета в соответствии с установленными правилами и требующие для перевозки упаковывания по III группе списка ООН.

 

3.2.5. Опасные грузы в ограниченных количествах

К опасным грузам в ограниченных количествах относятся допускаемые к воздушной перевозке ОГ со значительно меньшим, чем максимально - допустимо, значением перевозимой массы (объема).

На опасные грузы в ограниченных количествах частично не распространяются требования настоящих Правил.

Опасные грузы, которые могут перевозиться в ограниченных количествах и требования к ним, приведены в Перечне ОГ как вещества (изделия) в альтернативной упаковке (знак Y перед номером требуемого упаковочного комплекта).

Требования к таким ОГ приведены в Руководстве по перевозке опасных грузов и оружия и Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.

 

3.2.6. Опасные грузы в освобожденных количествах и авиапочте

К опасным грузам в освобожденных количествах и авиапочте относятся допускаемые к воздушной перевозке ОГ низкой степени опасности с незначительной величиной перевозимой массы (объема).

Требования к таким ОГ приведены в Руководстве по перевозке опасных грузов и оружия и Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.

 

3.3. Классификация опасных грузов по их физико-химическим и иным свойствам

3.3.1. Общие положения.

В зависимости от физико-химических и иных свойств опасные грузы условно подразделяются на девять классов. Каждый класс может подразделяется на подклассы, категории и группы.

Общие принципы классификации и особенности воздушной перевозки ОГ различных классов подробно приводятся в Руководстве по перевозке опасных грузов и оружия и Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху.

Опасные грузы, которые имеют несколько опасных свойств, классифицируется по наиболее опасному свойству как основному классу, далее, по приоритету опасных свойств, они классифицируются как имеющие дополнительные классы опасности.

 

3.3.2. КЛАСС 1. "ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА"

К опасным грузам 1 класса относятся взрывчатые вещества и взрывчатые изделия.....

С полным текстом данного документа Вы можете ознакомиться здесь


Возврат к списку